КАРМАЛИТА

 

Памяти выдающегося сценариста

 

Светлана Кармалита – автор всего девяти сценариев. Но еще при жизни она стала классиком отечественного и мирового кино.

Нередко соавтором ее сценариев выступал ее супруг – Алексей Герман. Их совместная работа в кино практически неразделима на составляющие, которые позволили бы определить, что идет от одного автора, а что от другого. Никаких швов... Сценарист – это прежде всего сочинитель, но литератор особый, который чувствует киноритм. Этим искусством Светлана Кармалита владела в совершенстве.

Знаменательно, что начало их совместного с Германом пути в кино связано с работой над экранизацией знаменитого романа братьев Стругацких. Снятый спустя десятилетия фильм «Трудно быть Богом» стал финальной точкой их творческого дуэта.

В 1960-е, когда соединились творческие и жизненные пути Светланы Кармалиты и Алексея Германа, «Ленфильм» был в авангарде творческих поисков, своеобразной лабораторией новаций советского кино. И дуэт Герман-Кармалита стал одними из лидеров этого процесса.

В том же духе – поиска нового и вечной неуспокоенности – они старались воспитать и своих учеников. В 1988 году они учредили Студию Первого и экспериментального фильма, в которой создали свои первые работы такие известные ныне режиссеры как Сергей Овчаров, Виталий Каневский, Ирина Евтеева, Виталий Манский и многие другие. Их наставники сделали все возможное, чтобы раскрылись таланты и индивидуальность их учеников. Завидная участь для многих творцов.

Мы предлагаем вашему вниманию ретроспективу нескольких фильмов учеников Светланы Кармалиты и Алексея Германа, чтобы вы могли, в первую очередь, создать собственное представление о художественном уровне этой Студии.

 

Программа фильмов студии Первого и экспериментального фильма

 

Программу представляет кинокритик и историк кино

Михаил Трофименков

 

"Переход тов. Чкалова через Северный полюс", 1990,

реж. Максим Пежемский, 24 мин.

Эксцентрическая комедия, стилизованная под эстетику немого кино и пародирующая идеологические штампы советской киноклассики 20-30-х годов.

"Ой, вы гуси", 1991, реж. Лидия Боброва, 88 мин.

Рассказ о жизни в русской глубинке без прикрас.

"Жертва для императора", 1991, реж. Роза Орынбасарова, 91 мин.

Повесть об офицере японского генерального штаба, получившем задание под именем капитана Рыбникова внедриться в военные круги Петербурга.

"Лошадь, скрипка... и немножко нервно", 1991,

реж. Ирина Евтеева, 30 мин

Экспериментальный фильм на стыке разных видов кино — документального, игрового и анимационного.

"Трава и вода", 1992, реж. Виктор Тихомиров, 52 мин.

Действие фильма происходит в пионерском лагере во времена хрущевской «оттепели».

"Барабаниада", 1993, реж. Сергей Овчаров, 93 мин.

Барабан, якобы, созданный «Страдивари», унаследованный музыкантом похоронного оркестра, сопровождает его во время странствий по Советскому Союзу.

 

Светлана Игоревна Кармалита (1940-2017)

Советский и российский киносценарист. Супруга и соавтор режиссёра Алексея Германа, мать режиссёра Алексея Германа-младшего. Заслуженный деятель искусств России (2000). Лауреат Государственной премии СССР (1986). Родилась 9 марта 1940 года в Киеве. В 1965 году окончила филологический факультет МГУ. Работала в библиотеке Института языкознания СССР, корреспондентом «Литературной газеты». С 1975 года – на киностудии «Ленфильм», с 1990 года — на Студии первого и экспериментального фильма (СПиЭФ). С 1998 года совместно с А. Германом вела режиссёрскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. С 2012 года — главный редактор киностудии «Ленфильм».

 

Сценарии

 

1977 — Садись рядом, Мишка!

1980 — Путешествие в Кавказские горы

1983 — Торпедоносцы

1985 — Жил отважный капитан

1987 — Мой боевой расчёт

1987 — Сказание о храбром Хочбаре

1991 — Гибель Отрара

1998 — Хрусталёв, машину!

2013 — Трудно быть богом

 

KARMALITA

 

In honor of outstanding screenwriter

 

Works of the Studio of First and experimental film

 

Svetlana Karmalita was the author of nine scenarios, many of which she co-wrote with her husband Alexey German. However, in the history of "Lenfilm Studio" her name is at the forefront of the leading artists of the studio fame. The fact that in the 60s of the last century, when the combined creative and personal life of these artists, Lenfilm" was in the forefront of the creative search of the great Soviet cinema. It is in this circumstance is the source of rare strength of their joint creativity.

Their work in the cinema – practically inseparable into components that would determine what comes from one author and that of the other. No seams... a writer is primarily a writer, but a writer special, who feels film rhythm. The art of Svetalna Carmalita mastered to perfection. However, we must remember that the rhythm was set by the atmosphere of 1960s. And ideologically it together with A. German remained "shestidesiatniki" (“the men of sixties”), with all their hopes and disappointments.

It is significant that the beginning and end of their career was associated with

work on the adaptation of the famous novel by the Strugatsky brothers.

In the same spirit, they tried to educate their students. In 1988 they established Studio of First and experimental film, in which created his first work well-rnown today directors as Sergei Ovcharov, Vitaly Kanevsky, Irina Evteeva, Vitaly Mansky and many others. Their mentors have done all they could in very difficult conditions in which the country lived. The fate for many artists.

We offer you a retrospective of films by some students Svetlana Carmalita and Alexey German for the first goal to create a view of the art level of this Studio.

 

Works of the Studio First and Experimental film

 

The program will be presented by film critic and film historian

Mikhail Trofimenkov

 

"The Move of Tovarisch Chkalov over the North Pole", 1990,

dir. Maksim Pezhemskii, 24 min.

Eccentric Comedy, stylized aesthetics of silent film and parody of the ideological stamps of the Soviet film classics 20-30 years.

"Oh, You Geese" 1991, dir., Lydia Bobrova, 88 min.

A story about life in the Russian hinterland, without embellishment.

"Sacrifice for the Emperor", 1991, dir. Roza Orynbasarova, 91 min.

The story about the officer of the Japanese General staff were set up under the name of captain Rybnikov to infiltrate military circles of St. Petersburg.

"A Horse, a Violin... and a Little Nervously", 1991, dir. Irina Evteeva, 30 min.

Experimental film at the crossroads of different kinds of film — documentary, and animated.

"Grass and Water", 1992, dir. Viktor Tikhomirov, 52 min.

The film is set in a summer camp during the Khrushchev "Thaw".

"Barabaniada", 1993, dir. Sergey Ovcharov, 93 min.

Drum "Stradivarius", inherited by the musician of the funeral orchestra, accompanies him in his travels across the Soviet Union.

 

Svetlana Karmalita (1940-2017)

Soviet and Russian screenwriter. The wife and collaborator of film director Alexei German, the mother of film director Alexei German Jr. Honored Artist of Russia (2000). Laureate of the State Prize of the USSR (1986). She was born at March 9, 1940 in Kiev. In 1965 she graduated from the philological faculty of Moscow State University. Since 1975 she worked at the "Lenfilm Studio", since 1990 — at the Studio of first and experimental film. Since 1998, with A. Herman she led a workshop on directing at VKSR. Since 2012 — the editor-in-chief of the "Lenfilm Studio".

 

Scenarios

 

1977 — Sit Together, Mishka!

1980 — Journey in the Caucasus Mountains

1983 — Torpedo Bombers

1985 — Lived a Brave Captain

1987 — My Fight Crew

1987 — The Legend of the Brave Khochbar

1991 — Death of Otrar

1998 — Khrustalyov, the Car!

2013 — Hard to be God