ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ

 

OPENING FILM of the FESTIVAL

 

Октябрь

1927, СССР, ч/б.

Режиссер Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров

Сценарий Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Джон Рид

Операторы Владимир Нильсен, Владимир Попов, Эдуард Тиссэ

Художник Василий Ковригин

В ролях Владимир Попов, Василий Никандров, Борис Ливанов,

              Эдуард Тиссэ

Производство Совкино (московская фабрика)

 

Завершающая часть кинотрилогии («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»).

Это – Эйзенштейн. И уже поэтому картину нужно смотреть. Фильм снимали в Ленинграде к 10-летию Октябрьской революции, по сути, по следам событий 1917 года. После выхода фильма «Октябрь» на экраны кинематографисты всего мира нередко использовали и используют кадры из него, в качестве «документальной хроники» революционных дней в Петрограде.  

Общий хронометраж фильма – 102 минуты. Эйзенштейн создал эпическую ленту, последовательно рассказывая ход событий в 1917 году.

На открытии фестиваля «Начало» будет показана заключительная часть картины, посвященная историческим дням Октябрьской революции. Продолжительность – 50 мин.

Фильм будет показан в живом музыкальном сопровождении джазового квинтета, в состав которого вошли музыканты хорошо известной в Санкт-Петербурге группы “Dunaevsky Orchestra”: Эрик Муфазалов (клавишные), Денис Юрченко (саксофон), Алексей Пономарев (барабаны), Константин Дунаевский (контрабас), Михаил Захаров (труба).  Отличительными особенностями группы “Dunaevsky Orchestra” является экспрессивность исполнения и жанровая универсальность. Эти качества группы привлекли организаторов церемонии открытия «Начала-2017», пригласивших музыкантов к осуществлению этого проекта.

 

РЕВОЛЮЦИЯ НА ЭКРАНЕ

 

Программу представляет историк кино Олег Ковалов

 

«Самый знаменитый фильм о революции 1917 года – это, конечно, «Октябрь», и знаменательно, что в его создании участвовала и главная студия Ленинграда. Лента Эйзенштейна – шедевр экспериментального кино, однако к 100-летию событий 1917 года киностудия «Ленфильм» приготовила ретроспективу фильмов, относящихся скорее к некому «поставангарду». Снятые уже в иных социальных условиях, они позволят более аналитически взглянуть на те или иные аспекты исторического прошлого.

Здесь будет и редчайшая для советского кино попытка непредвзято взглянуть на личность монархиста и активного деятеля «белого» движения («Перед судом истории»). И фильм «На одной планете», в котором образ В.И. Ленина предстанет в неожиданном ракурсе – Иннокентий Смоктуновский изобразит его не пламенным трибуном или говорливым резонером, а сосредоточенным интеллектуалом с мощной внутренней энергетикой. «Черные сухари» – советско-германская постановка, в которой затронута редкая для отечественного кино тема Ноябрьской революции в Германии. А фильм «Первороссияне» – своеобразная «оптическая поэма», соединяющая экстатическую эстетику революционного авангарда с медитативными ритмами, характерными для лент так называемого «живописного стиля», расцветшего на советских экрана в 1960-е годы».  

 

«Перед судом истории» (1965)

Документальный, реж. Фридрих Эрмлер, 92 мин.

Василий Витальевич Шульгин один из организаторов Белой армии, лидер дореволюционной Государственной Думы, известный борец с большевизмом, вспоминает события 1914-1945 годов. Советский историк ему оппонирует, используя тексты статей самого В.В. Шульгина.

 

«На одной планете» (1965)

Игровой, реж. Илья Ольшвангер, 95 мин.

Всего одни сутки из жизни В.И. Ленина: с вечера 31 декабря 1917 года до вечера 1 января 1918 года. За это время вождь пролетариата успевает отпраздновать Новый год, принять иностранных послов, встретиться с давним другом, швейцарским коммунистом Фрицем Платтеном, дать наставление Сталину и пережить покушение на свою жизнь.

 

«Черные сухари» (1971)

Игровой, СССР-ГДР, реж. Герьберт Раппапорт, 86 мин.

Ноябрьская революция 1918 года в Германии, голод и социальные потрясения вызывают отклик у молодой Советской республики. Для оказания продовольственной помощи формируются железнодорожные составы с хлебом. Один из них по личному поручению Ленина сопровождает революционерка Татьяна.

 

«Первороссияне» (1978)

Игровой, реж. Александр Иванов, Евгений Шифферс, 78 мин.

Экранизация поэмы Ольги Берггольц «Первороссийск». Рассказ о рабочих Нарвской заставы Петрограда, приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну.

 

Олег Альбертович Ковалов ФОТО

 

Киновед, историк кино, режиссёр, сценарист, актёр, педагог.  Лауреат российских и международных премий. Родился 20 сентября 1950 года в Ленинграде. В 1977 году был зачислен на киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е. Суркова, Л. Маматовой), который окончил в 1983 году. Работал редактором на киностудии «Ленфильм», редактором-методистом в ленинградском кинотеатре «Спартак» Госфильмофонда СССР. В 1989 году снялся в одной из главных ролей в фильме Валерия Огородникова «Бумажные глаза Пришвина». В 1991 году дебютировал как кинорежиссёр фильмом «Сады скорпиона». С 1978 года выступает как кинокритик, теоретик и историк кино. Автор рецензий и статей в журналах «Советский экран», «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки» и др. Автор статей в «Новейшей истории отечественного кино. 1986—2000». В 2016 году в издательстве «Сеанс» вышел первый том его книги «Из(л)учение странного», посвященной отечественному кино ХХ века. Преподает на кафедре драматургии и киноведения Государственного института кино и телевидения и в Высшей школе режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге.

October

1927, USSR, b/w.

Directors Sergei Eisenstein, Grigory Alexandrov

Writing Sergei Eisenstein, Grigory Alexandrov, John Reed

Cinematographers Vladimir Nielsen, Vladimir Popov, Eduard Tisse

Art director Vasily Kovrigin

Cast Vladimir Popov, Vasili Nikandrov, Boris Livanov, Eduard Tisse

Production Sovkino (Moscow factory)

 

The final part of the trilogy ("Strike", "Battleship Potemkin", "October"). Film begins with the scene of toppling of the monument to the Emperor from the pedestal. The party leader Vladimir Lenin arrives in the rebel city and stands at the head of the uprising. Military units and sailors of the Baltic Fleet standing on the side of the Bolsheviks, converging on the Winter Palace. At the same time in Petrograd brings together delegates of the Congress of Soviets.

 

The film will be shown in the live musical accompaniment of a jazz quintet, composed of musicians of the well known St.-Petersburg’s group “Dunaevsky Orchestra”: Eric Mufazalov (keyboards), Denis Yurchenko (saxophone), Alexey Ponomarev (drums), Konstantin Dunaevsky (double bass), Mikhail Zakharov (trumpet). Distinctive features of the “Dunaevsky Orchestra” is the expressivity of performance and genre versatility. These qualities of the group attracted the organizers of the opening ceremony of the "Beginning-2017" to invite musicians to this project.

 

REVOLUTION ON THE SCREEN

 

The program is presented by film historian Oleg Kovalov

 

"The most famous film about the Russian revolution is, of course, "October", and it is significant that in its creation took part and the main film studio of Leningrad.  Eisenstein’s film is a masterpiece of experimental cinema, but to the 100th anniversary of the 1917 events, the "Lenfilm Studio" has prepared a retrospective of films related more to no one "postavant-guard". Already taken in other social conditions, they would allow for a more analytical look at certain aspects of the historical past.

There will be a rare attempt for Soviet cinema of an unbiased look at the personality of a monarchist and an active figure of the "White movement" ("Before the Court of History"), and "One planet" where the image of Lenin will appear in an unexpected angle. Innokenty Smoktunovskij not portray his fiery tribune talkative or argumentative, focused intellectual with a powerful inner energy. "Black Crackers" – the Soviet-German production, which is rare for Russian cinema the theme of the November revolution in Germany, and the film "Pervorossiane" – a kind of "optical poem," which connects the ecstatic aesthetics of the revolutionary avant-guard with the meditative rhythms that are typical for belts of the so-called "picturesque style," budded on Soviet screen in the 1960s".

 

"Before the Court of History" (1965)

Documentary, dir. Friedrich Ermler, 92 min.

Vasily Vitalyevich Shulgin, one of the organizers of the White Army, the leader of the pre-revolutionary State Duma, the famous fighter against Bolshevism, recalls the events between 1914 and 1945. Soviet historian opposes it, using the texts of V. V. Shulgin.

 

"On One Planet" (1965)

Fiction, dir. Ilya Olshvanger, 95 min.

Just one day from the life of Lenin: from the evening of 31 December 1917 until the evening of 1 January 1918. During this time, the leader of the proletariat manages to celebrate the New Year, to receive foreign ambassadors, to meet with long-time friend, Swiss communist Fritz Platten, to give an instruction of Stalin and to survive the attempt on his life.

 

"Black Crackers" (1971)

Fiction, USSR-GDR, dir. Gerbert Rappaport, 86 min.

The November revolution of 1918 in Germany, famine, and social upheaval cause response from the young Soviet Republic. For food assistance generated trains with bread. One of them on the personal order of Lenin accompanied by revolutionary Tatiana.

 

"Pervorossiane" (1978)

Fiction, dir. Alexander Ivanov, Yevgeny Schiffers, 78 min.

An adaptation of a poem by Olga Bergholz "Pervorossiisk". The story of the workers of Petrograd’s Narvskaya Zastava, arrived in 1918 to the Altai to build the first agricultural commune.

 

Oleg Albertovich Kovalov

 

Film critic, film historian, director, screenwriter, actor, and teacher. Laureate of Russian and International awards. Born September 20, 1950 in Leningrad in a working family. In 1977 he was enlisted to film history faculty of VGIK (workshop of E. Surkov and  L. Mamatova), from which he graduated in 1983. He worked as an editor at the "Lenfilm Studio", as methodologist at the "Spartacus" cinema of Gosfilmofond. In 1989 he starred in one of the main roles in the film "Paper Eyes of Prishvin". In 1991 he made his debut as a director with the film "Gardens of the Scorpion". Since 1978, he acts as a critic, theorist and film historian. Author of reviews and articles in the magazines "Soviet Screen", "Cinema Art", "Seance", "Notes of a Film Historian", etc. Author of articles in the “Modern history of national cinema. 1986-2000". Teaches at the Department of dramaturgy and filmmaking at the State Institute of Film and Television and at the Higher School of directors and screenwriters in Saint-Petersburg.